ТОП-5 проблемных зон взаимодействия государства и НПО

ЧФ «ТРИНТА» в рамках проекта «Повышение уровня взаимодействия государства и неправительственных организаций» по государственному гранту НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» (@cisc.kz) при поддержке Министерства по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан предлагает Вашему вниманию ТОП-5 проблемных зон взаимодействия государства и НПО.

Наша точка зрения может не совпадать с точкой зрения НАО «ЦПГИ», Министерства по делам религий и гражданского общества, и других организаций, изучающих вопросы взаимодействия обозначенных секторов.  Мы делимся своим мнением, основанном на анализе имеющихся данных и опыте организации, и готовы выслушать конструктивное, аргументированное мнение других, равно как принять во внимание предложения и рекомендации по совершенствованию процессов взаимодействия.

Зона 1. Государственный социальный заказ. Несмотря на внедрение системы государственного социального заказа с 2005 года, в Казахстане данный инструмент взаимодействия государственных органов с НПО в решении социально-экономических и общественно-политических задач по-прежнему остается узкоотраслевым – фактически широко его применяют лишь органы внутренней, молодежной политики, здравоохранения, социальной защиты (финансирование оказания НПО специальных социальных услуг) и ряд других сфер. По данным министерства финансов, обобщенных и представленных на сайте МДРГО РК (https://akk.diakom.gov.kz/ru/content/gosudarstvennyy), ситуация в данном вопросе по состоянию на 01.06.2017 года выглядела следующим образом: 44,3% ГСЗ центральных госорганов приходится на МДРГО, еще 40,9% в совокупности на Министерство здравоохранения, Министерство информации и коммуникаций и Министерство образования, в свою очередь Министерство энергетики занимает лишь 1,6% ГСЗ.

Приведенные данные подтверждают, что в полной мере отраслевым государственный социальный заказ – один из базовых механизмов взаимодействия государственных органов и НПО - до сих пор не стал в силу, в том числе, ряда причин, изложенных ниже. При этом важно понимать, что успешно наработанная практика государственного социального заказа – это один из факторов успешного внедрения нового механизма взаимодействия – передачи части государственных функций в конкурентную среду, включая НПО.

 

 

 

 

 

 

 

 

Зона 2. Недостаток информации. Как показывает опыт работы сотрудников ЧФ «ТРИНТА» в качестве ведущих (тренеров-консультантов) обучающих мероприятий для государственных служащих, профильные министерства и ведомства, а также их территориальные подразделения далеко не всегда обладают достаточной информацией о неправительственных организациях, о специфике их работы, и практически не имеют опыта взаимодействия с НПО. Как следствие, большинство из них не видят реальной пользы от такого взаимодействия и не заинтересованы в развитии отраслевого госсоцзаказа, как одного из важных инструментов реального взаимодействия с НПО.

Кроме того, участие в мероприятиях по обсуждению вопросов передачи части государственных функций в конкурентную среду позволило сделать наблюдение, что чиновникам довольно трудно выделить те функции, которые они могли бы уже завтра в полной мере доверить НПО, многие не осведомлены, есть ли на их территории НПО, занимающиеся подобными вопросами и имеющие необходимые ресурсы, потенциал, компетенции.

Взаимодействие ЧФ «ТРИНТА» с республиканскими и местными органами власти различных сфер, в том числе, в ходе реализации государственного гранта «Качественный анализ потенциала НПО, включая сельских, в области информирования своих бенефициаров о методах государственной поддержки» (2017 год), также подтверждает данный вывод – на мероприятиях и в ответ на официальные письма большинство государственных органов, кроме отмеченных выше, обозначили, что не взаимодействуют с НПО в ходе реализации своих задач.

 

 

 

 

Зона 3. Недостаток понимания. Наблюдается недостаточный уровень понимания государственными служащими, особенно в отраслевых ведомствах, на районном и сельском уровне, сути деятельности НПО и их роли в процессах развития, что, зачастую, приводит к выстраиванию формального взаимодействия (в рамках, требуемого законом, без реальной заинтересованности и пользы для всех сторон). Не секрет, что ряд механизмов взаимодействия, которые должны быть основаны именно на гражданской инициативе, быть реальной площадкой обсуждения потребностей населения и достижения социального консенсуса, зачастую в регионах создаются и действуют/проводятся по «правилам» государственной сферы, в частности, общественные советы, общественные слушания, форумы. Тогда как для полноценной реализации заложенного потенциала в механизмах взаимодействия в Казахстане необходимо вывести на качественно новый уровень процесс работы с НПО: от «участников-наблюдателей» к «экспертам» и «партнерам». Безусловно, это ответственность 2-х сторон, как НПО, которым необходимо больше проявлять инициативы и наращивать свой экспертный потенциал, так и государственных органов, осведомленность которых об институтах гражданского общества и уровень доверия к ним должны постоянно повышаться.

 

 

 

 

 

 

 

Зона 4. Пассивность самих НПО. Нельзя упускать и позиции самих НПО, которые, за исключением опытных устойчивых организаций, в отношениях с государственными органами, зачастую, предпочитают жаловаться на невнимание с их стороны, не предпринимая реальных действий по демонстрации потенциала, налаживанию контакта с применением эффективных инструментов PR и GR-менеджмента (не хватает знаний, кадров, либо реального желания выстраивать долгосрочную стратегию по этому вопросу).

В 2016 году ОЮЛ «Гражданский альянс Казахстана» был подготовлен «Обзорный доклад о состоянии неправительственного сектора в Казахстане «проблемы и перспективы», где по итогам опроса 280 НПО страны было выявлено, что 24% опрошенных НПО взаимодействуют с госорганами ежемесячно, 15% - «по случаю», 14% ежеквартально, 12% еженедельно, 11% ежедневно, 7% - 1 раз в год и 6% НПО ни разу не взаимодействовали с государственными структурами. С одной стороны, показатели, в среднем, неплохие, но если учесть, что большая часть взаимодействия НПО и государственных органов, по нашим наблюдениям, сводится к встречам на разного рода мероприятиях, сложно прогнозировать социальный и экономический эффект такого взаимодействия.

В свою очередь в Аналитическом отчете «ОЦЕНКА ВКЛАДА НКО: предположения и факты», подготовленном СКФ «ЗУБР» в 2017 году в ходе проекта «Разработка методологии по учету вклада НКО в социально-экономическое развитие на основе международного опыта стран ОЭСР» (в рамках государственного гранта НАО «ЦПГИ» при поддержке МДРГО РК), приведены данные по опросу, в том числе, государственных служащих. На вопрос о том, как они оценивают вклад НПО в социально-экономическое развитие страны, чиновники, в большинстве своем, выбрали оценку «3» (35,6% опрошенных), еще 27,3% поставили «4-ку», и только 17,8% оценили вклад НПО на «отлично», тогда как сами НПО свой вклад в развитие страны оценивают, по большей части, на «4» (38,1%) и «5» (37,1%). Получается, что каждая сторона имеет свое представление о результативности работы НПО и ее значимости для страны в целом.

 

 

 

Зона 5. Недоверие. Качество и результативность процессов взаимодействия снижается за счет высокого уровня недоверия со стороны государственных структур к профессиональным навыкам НПО, особенно в таких сферах как образование, здравоохранение, ЖКХ, сельское хозяйство, экономика, энергетика и т.д. С одной стороны, это связано, как было отмечено выше, с недостаточным опытом сотрудничества, с другой стороны, во многом отражает реальное положение дел в плане специализации и профессионализации казахстанских НПО.

Также у государственных структур могут существовать опасения в отношении неправительственных организаций с точки зрения возможной конкуренции на рынке оказания услуг населению, что может рассматриваться для государственных органов как угроза потери определенного влияния и объема работы.

 

А какие проблемы могли бы выделить? Или возможно есть успешные инструменты, техники, примеры как выстроить работу с госорганами? А может и предложения как разобраться с обозначенными проблемами?

Будем рады услышать (увидеть) Ваше мнение в любой удобной форме (в комментариях, по электронной почте, по телефону) – 8 (7232) 52-53-94, +7 705 620 75 86 (WhatsApp), trinta-kz@mail.ru

Читайте в следующей публикации: «Взаимодействие государства и НПО: обзор механизмов». Следите за новостями проекта #ТРИНТА_взаимодействие!