Что нужно знать о повышении правовой грамотности в Казахстане?

Чтобы бороться за свои права, нужно их знать… © Галина Суховерх

Не случайно эпиграфом к данной статье мы выбрали именно эту цитату. Что можно защитить, если ты не знаешь? Не знаешь, на что имеешь право? Как и куда обратиться? Как обжаловать? И если в городах с поиском ответов на эти вопросы проще, то в сельской местности вопрос стоит достаточно остро.

Чтобы понять, как все устроено, давайте рассмотрим основные элементы экосистемы повышения правовой грамотности в Казахстане детально.

Продукты и практики (информирование)

Главный вопрос, который мы можем себе задать, желая узнать что-то о своих правах – где я могу получить информацию?

Командой ЧФ «ТРИНТА» было проанализировано более 20 каналов, около 3000 обращений и более 110 000 комментариев в социальных сетях. Кроме того, был проведен экспресс-опрос жителей сельских территорий. И вот, что можно отметить:

  • Казахстанский сегмент интернета содержит огромное количество различных материалов (памятки, инструкции, видео, алгоритмы, мобильные приложения, сайты), кейсов и порталов, где можно узнать все о правах, услугах и программах поддержки
  • Основным ресурсом и держателем такой информации, разумеется, является egov.kz, однако отличной альтернативой стал ресурс «ЕПИРГО - Информация о государственных органах РК», а также Telegram-каналы, в частности «ЮРИСТ» и другие.
  • Вместе с тем информационное поле содержит большое количество «мертвых» продуктов (сайты, мобильные приложения, аккаунты в социальных сетях), которые когда-то были созданы, но не поддерживаются в актуальном состоянии. Следовательно, для выстраивания эффективного процесса получения достоверной, оперативной, полной информации и повышения ориентации на потребителей этих продуктов необходимо провести четкую ревизию и критически взвесить, что оставить, поддерживая в этом «жизнь», а что смело удалить.

Нельзя не отметить, что 58% участников экспресс-опроса (жители сельских территорий) предпочитают получать информацию о правах через социальные сети. Однако в ходе анализа было отмечено, что в социальных сетях практически полностью отсутствует обратная связь со стороны государственных органов – обращения населения остаются без ответов. В некоторых регионах данный канал коммуникации вообще не используется, много аккаунтов, которые не ведутся. 

Инфраструктура (консультирование)

Следующий вопрос, который мы готовы себе задать, получив информацию – куда я могу обратиться за консультацией?

И тут к услугам казахстанцев широкий спектр call-центров, телефонов доверия, различных консультационных служб, онлайн-консультаций и других вариантов.

Лидерами по итогам опроса стали: трудовые вопросы (49%), социальные услуги (40%) и помощь, развитие малого бизнеса и программы гос. поддержки (41% и 42% соответственно) и 51% ответов – услуги здравоохранения.

Высока вероятность того, что подобный рейтинг сложился в результате пандемии, которая потребовала нового урегулирования социальных процессов. Здесь следует отметить, что ряд госорганов оперативно реагировал на потребности населения, ведя активную разъяснительную работу, переводя услуги в электронный формат и создавая понятные алгоритмы/инструкции, в частности Министерство труда и социальной защиты населения РК.

Права (реализация)

Сквозным элементом экосистемы повышения правовой грамотности являются непосредственно ПРАВА – социальные, культурные, экономические, политические, гражданские, культурные, а также общественные интересы.

Каждый вид права включает в себя много различных вопросов, которые волнуют казахстанцев, особенно из сельской местности. Насколько же хорошо знают люди свои права? Участникам опроса предлагалось оценить свои знания по 5-ти балльной шкале, где 5 - это «очень хорошо», а 1 – «очень плохо». В результате лишь 33% жителей сельских территорий могут с уверенностью сказать, что знают свои права, еще 27% респондентов выбрали «4» - в совокупности 60%.

Вместе с тем, на вопрос «Приходилось ли Вам оказываться в ситуациях, когда Вы ощущали недостаток знаний о правах?» 57% опрошенных дали положительный ответ, еще 14% - затруднились ответить.

Это может говорить о том, что несмотря на достаточно широкое информационное поле и разветвленную инфраструктуру, информация не достигает адресата, по-прежнему ощущается дефицит правовых знаний. Это подтверждает и тот факт, что 50% респондентов, отметивших, что были в ситуации нарушения прав, указали в качестве основной причины «мое незнание – на что имею право, как требовать».

Правила и процедуры (контроль)

Немаловажной составляющей демократических процессов является возможность обжалования действий государственных органов, законные способы привлечения к ответственности и защиты, как своих личных интересов, так и общественных. И тут существует более 50 НПА, написанных, зачастую, непонятным юридическим языком. Кроме того, в текущем году был упразднен Закон «Об обращениях граждан», и процедуры стали регламентироваться статьей 63 «Общие требования, предъявляемые к обращению» Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан.

А какие действия готовы предпринять жители, если их права будут нарушены? Здесь можно выделить ТОП-3 способов, которые являются приоритетными для участников экспресс-опроса:

  1. обратиться в правоохранительные и/или судебные органы – 48% опрошенных
  2. добиваться решения от местных властей – 44% опрошенных
  3. решить проблему самостоятельно – 39%

Это говорит о том, что сельчане готовы к диалогу и к законным путям решения вопросов, даже в случае нарушения их прав. Также подобные варианты могут свидетельствовать о готовности жителей сел отставить свои интересы и добиваться решения. Лишь 8% респондентов выбрали вариант «ничего не буду делать».

 

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что определенная экосистема повышения правовой грамотности в Казахстане существует, однако она требует выравнивания коммуникационных процессов, повышения их эффективности, а также очистки информационного поля от лишних, неработающих и неактуальных продуктов. Также система способна гибко реагировать на потребности казахстанцев, но пока только в отдельных сферах и случаях, в то время как внешние вызовы требуют комплексных подходов и качественных, оперативных решений.

 

ЧФ "ТРИНТА" в рамках проекта «Повышение правовой грамотности жителей сельских населенных пунктов», реализуемого с использованием гранта Центра поддержки гражданских инициатив

#ТРИНТА #құқықтық_сауаттылық #правовая_грамотность #құқығым_бар #имею_право #ЦПГИкз #CISCkz