Толерантность и социальные конфликты: разговор «по душам»

Если мы возьмем группу из 20 человек разного социального статуса, возраста, пола, проживающих в разных городах Казахстана и имеющих много других разных случайных характеристик и попросим их продолжить фразу «Толерантность – это…», то получим облако из более 30 слов, но в центре будут «терпимость», «понимание», «уважение», «принятие».

Если мы забьем в поисковой строке любого браузера «Толерантность – это…», то так же получим на выдаче варианты, которые чаще всего содержат в себе «терпимость», «принятие» и «уважение».
НО что еще скрывает это понятие, как влияет на регулирование социальных конфликтов и какие еще фокусы в этом вопросе могут быть?

В данной статье мы хотели бы поговорить о вопросах формирования толерантности и регулирования социальных конфликтов, но не с самых привычных ракурсов. Проанализировав ряд материалов, подходов и кейсов мы пришли к выводу, что зачастую эти вопросы освещаются с позиции «Ценность» и «Право». Мы же хотим остановиться на таких аспектах как «Идентичность», «Коммуникация» и «Контекст».

Призма №1. Идентичность
Идентичность = тождественность.

Нас с детства учили себя идентифицировать по разным признакам. Механизм простой – мы соотносим себя с чем-то или кем-то. Если тождественны, значит мы себя с этим идентифицируем («мальчик/девочка», «школьник/студент», «казахстанец/нет» и т.д.). Если нет, зачастую начинается деление «свой/чужой», что неизбежно может привести к определенным социальным конфликтам.

Рассматривая толерантность через призму идентичности, механизм остается почти такой же, за некоторыми отличиями: тождественность может быть не целиком, а какой-то отдельной гранью. 
Например, «я – мальчик, студент, казахстанец, алматинец, любитель мультиков, меломан и татарин». Такой набор граней четко демонстрирует, что в этом процессе 6 граней для анализа идентичности. Эти грани, можно поделить на переменные («студент», «меломан», «алматинец») и постоянные («татарин», «мальчик»). И большее значение имеют переменные грани, которые формируются на основе вкусов, ценностей, социальных норм, особенностей разных поколений и т.д. Говоря о толерантности сейчас, мы в большей степени ориентируемся на эти факторы и при «не тождественности» постоянных, ищем «тождественность» переменных, что формирует уважение и принятие «разностей», стирая границы «свой/чужой».

Совет №1. При формировании толерантности в обществе основной ориентир необходимо делать на объединяющие ценности, интересы и «переменные» грани для соотношения человека с группой.

Совет №2. Если конфликт возникает на поле «не тождественности», то решение лежит в поле «тождественности». Например, если во дворе возник конфликт жильцов относительно того, как должна выглядеть дворовая площадка. То решение данного конфликта будет исходить из общих потребностей жильцов (наличие парковки, деревьев, каких-то зон отдыха и активностей).

Призма №2. Коммуникация
Коммуникация = Культурные коды

Говоря о коммуникации, можно отметить, что для формирования толерантности – это всегда будет межкультурная коммуникация, для регулирования социальных конфликтов – это коммуникация базовая и «стрессовая».

Особенность Казахстана в многообразии культур здесь проживает более 120 этносов, при это формируются как внутренние культурные коды этнических групп, так и внешние для всех казахстанцев в целом. В классическом понимании «межкультурной коммуникации» мы привыкли рассматривать что-то глобальное (культура Востока и Запада, культуры разных этносов, культура городов), но в обычной жизни «межкультурной» может стать и коммуникация между двумя людьми, поскольку каждый имеет свои ценности, воспитание, этническую идентичность и интересны.
Что касается «базовой» и «стрессовой» ситуации – во внимание следует принимать то, насколько в стрессовой ситуации люди сохраняют способность конструктивно коммуницировать и избегать лексики нетерпимости.

Совет №1. Межкультурная коммуникация всегда строиться на «трех китах» - знания, чувства, действия. При формировании толерантности к тому или иному явлению, необходимо понимать какие знания есть у группы людей по этому вопросу, какое отношение уже сформировано, какие чувства вызывает, какие действия группа готова принять в отношении этого явления или же наоборот, что для людей не приемлемо. В зависимости от группы набор будет меняться, подстраиваясь под соответствующие культурные коды.

Совет №2. При возникновении социальных конфликтов необходимо исходить из формата «стрессовой» коммуникации, когда люди в большей степени действуют на эмоциях, поддаются стереотипам и не всегда способны объективно оценить ситуацию. В первую очередь необходимо отделить от конфликта все лишнее, найти так называемый «треугольник конфликта»: каких групп людей касается конфликт, какие ценности и интересы он затрагивает и какие действия привели к нему. 

Призма №3. Контекст
Контекст = Интеркультуролизм

Контекст, особенно культурный, всегда имеет большое значение в вопросах формирования толерантности и регулирования социальных конфликтов.

На сегодняшний день можно отметить, что Казахстан стремиться к формированию интеркультурного контекста и использует разнообразие и свободу культурного выбора как преимущество, ресурс достижения социального единства, основу межкультурного взаимодействия, интеграции и сплочения всех социальных и этнокультурных групп. 

Говоря, про идентичность, мы отметили, что это поиск «тождественности» каких-то отдельных граней личности или группы людей. Продолжая данный разговор в рамках контекста, обозначим, что интеркультурализм – это поиск ОБЪЕДИНЯЮЩИХ различные культуры ЦЕННОСТЕЙ и ИНТЕРЕСОВ и налаживание ПОЗИТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Совет №1. Объединяющие ценности и интересы должны быть простыми, понятными и разделяемыми для всех, кого они объединяют. При это их основная суть должна интерпретироваться схожим образом для всех (как формула), но в зависимости от состава группы некоторые нюансы могут отличаться.

Совет №2. Конфликт ценностей – всегда самый сложный конфликт. В ходе урегулирования важно понимать не только какие ценности он затрагивает, но и как каждый участник понимает эту ценность. Для каждого участника конфликта понятия могут включать несколько лингвистических схем (слово=значение) и иметь свои особенности толкования. Решение будет лежать в плоскости, где лингвистические схемы совпадают и воспринимаются участникам одинаково.

В завершении хотелось бы обозначить, что когда-то «толерантность» была умением одного конкретного человека и, как сказала одна из участниц тренинга «сам Шарль де Толейран, наверное, не ожидал, что его умение мягко принимать любую точку зрения, выведшее его, как бы на новый уровень развития, или  ставшее его личным культурным достижением, преобразится в такое общественное явление, будет носить его имя». Поэтому, когда мы говорим о толерантности, в первую очередь мы говорим о каждом конкретном человеке, с которым неразрывно связана его идентичность, его культурные коды и его окружение (контекст) и только потом переводим это в общие ценности, понимания и смыслы.

Информация подготовлена ЧФ «ТРИНТА» в рамках проекта «НПО и Ассамблея народа Казахстана: полезные практики взаимодействия для казахстанцев», реализуемого при поддержке Центра поддержки гражданских инициатив по заказу Министерства культуры и информации Республики Казахстан 
whatsapp +7-707-650-43-80, e-mail: Trinta-kz@mail.ru